14.09.2020.
Тема: Рассказы И.Бунина о любви.
Как дико, страшно все будничное, обычное,
когда сердце поражено...
этим страшным «солнечным ударом»,
слишком большой любовью,
слишком большим счастьем!
И.А. Бунин
15.09.2020г.
Тема: Лирика И.Бунина
Ищу я в этом мире
сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.”
И. Бунин
Читаем далее по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/14K_w1B-9SPikFj5mJnZsQ4HCSKb6wMxd/view?usp=sharing
Дома: выделить в статье необходимое для пересказа или сочинения.
16.09.2020
Тема: А.И.Куприн.Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет» Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов.
Читаем далее по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1hnMFdgZ--o3YnGk9tpGGULwsQer8H8e8/view?usp=sharing
Дома: читать повесть А.Куприна "Олеся". Готовиться к сочинению по произведениям И.Бунина и А.Куприна.
27.03.2021
Тема: Подготовка к итоговому сочинению по литературе.
ИНСТРУКЦИИ !!!!!!
Материалы для подготовки.
Направление 1. Забвению не подлежит.
Исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности.
Комментарий от ФИПИ
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
Повтори:
"Легенда о манкуртах" ( Ч.Айтматов ,"Буранный полустанок"),
повесть Б.Васильева "В списках не значился".
Список примерных тем по этому направлению:
- Забвение есть измена.
- Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
- Почему нужно помнить о подвигах предков?
- Память о войне: формальность или нравственный долг?
- Забвение стирает, память преображает.
- Почему важно помнить прошлое?
- Какова роль исторических памятников?
- Почему важно не забывать уроки войны?
- Как сохранить память о подвигах во время Великой Отечественной войны?
- Как Вы считаете, можно ли «сбросить Пушкина с корабля современности»?
- Как Вы понимаете поговорку «Иван, не помнящий своего родства»?
- Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство есть одно из средств единения людей?»
- Как Вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?
- Как Вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
- Возможно ли сохранить «вечную память» о героях войны?
- Что такое «эхо войны»?
- Согласны ли Вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
- Согласны ли Вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
- Согласны ли Вы с тем, что культура – это память человечества?
- Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»?
- Согласны ли Вы с утверждением: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик»?
- Согласны ли Вы с фразой Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?
- О каких событиях людям нельзя забывать?
- Какие произведения становятся классическими?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют актуальности с течением времени?
- Какое произведение искусства можно назвать великим и вечным?
- Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?
- Нужны памятники знаменитым людям в 21 веке?
- Можно ли строить будущее, не имея прошлого?
- Как судьба человека связана с историей народа?
- Как исторические события влияют на судьбу человека?
- Как связано забвение с утратой ценностей?
- Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?
- Почему нельзя забывать историю своего народа?
- Как произведения искусства становятся бессмертными?
- Кого можно назвать великим учителем человечества?
- К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
- «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
- О каких людях говорят: «они изменили мир»?
- Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?
- Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?
- Что дают человеку уроки прошлого?
- Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
- Для чего нужно хранить обычаи и традиции?
- Какие подвиги никогда не забудутся?
- Какие люди остаются в истории?
- Направление 2. Я и другие.
- Человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой».
Комментарий от ФИПИ
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
- Повтори:
- А.Пушкин "Евгений Онегин", М.Лермонтов "Герой нашего времени", И.Гончаров "Обломов", И.Тургенев "Отцы и дети".
- Хорошо бы прочитать Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея"
Список примерных тем по этому направлению:
- Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
- Может ли человек жить вне общества?
- Почему важно жить в мире с окружающими?
- Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?
- В чем причины одиночества?
- Согласны ли Вы с выражением: «чтобы никому не завидовать, надо быть личностью»?
- Согласны ли Вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость — чтобы познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»?
- Как Вы понимаете значение слов: «Человек становится человеком только среди людей»
- Когда человек становится личностью?
- Как общество влияет на формирование личности?
- Какова роль любви в жизни человека?
- Как понять другого человека?
- Какова роль дружбы в жизни человека?
- Почему важно быть толерантным?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»
- Почему люди не понимают друг друга?
- Что такое толерантность?
- Личность и общество: возможна ли гармония?
- Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
- Что сближает людей?
- Как Вы понимаете выражение «быть самим собой»?
- Всегда ли нужно избегать конфликтов?
- Может ли человек выжить без общения?
- Согласны ли Вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
- Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
- Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
- Почему общество не принимает некоторых людей?
- Насколько важно идти на уступки в отношениях?
- Согласны ли Вы с высказыванием Фицджеральда, что «жизнь движется вперед, опираясь на компромиссы»?
- Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
- Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
- Можно ли быть независимым от общественного мнения?
- В чём ценность исторического опыта?
- Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
- Какими должны быть отношения между друзьями?
- Какими должны быть отношения в семье?
- На чем должны основываться отношения между родителями и детьми?
- В чем состоит опасность конфликтов между родителями и детьми?
- Когда родители могут гордиться детьми?
- Почему человеку важно уметь прощать?
- Зачем человеку нужен друг?
- Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
- Что разрушает дружбу?
- В чём причины вражды между людьми?
- В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
- Что мешает взаимопониманию между любящими?
- Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
- Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
- 3 направление - Время перемен.
Тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.
Комментарий от ФИПИ
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
- Повтори:
- А.Пушкин "Капитанская дочка", И.Тургенев "Отцы и дети"
Список примерных тем по 3-ему направлению.
- Сложно ли жить в эпоху перемен?
- Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
- Почему перемены важны?
- Почему люди боятся перемен?
- Как вы понимаете словосочетание «время перемен»?
- Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
- Нужны ли в современном мире вечные ценности?
- Какие уроки современной жизни, по вашему мнению, человечество должно усвоить, чтобы не повторить свои ошибки в будущем?
- «Не дай вам бог жить в эпоху перемен»: как вы понимаете эти слова?
- Нужны ли перемены обществу и почему?
- Какие перемены в обществе опасны?
- «Русский бунт: бессмысленный и беспощадный»: почему перемены могут быть жестокими?
- «Справедливость» или «милосердие» — что важнее, на ваш взгляд, в эпоху перемен?
- Нужно ли менять мир?
- Каким должен быть технический прогресс?
- Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
- Что помогает людям достигать великих целей?
- Что бы Вы хотели изменить в современном мире?
- Может ли человек изменить мир?
- Как война меняет жизнь людей?
- Могут ли новые технологии сделать людей лучше?
- Какой путь развития человечества эффективнее: эволюционный или революционный?
- Можно ли заставить человека измениться к лучшему?
- Почему человек деградирует?
- Почему так сложно изменить себя?
- Почему люди часто не принимают и не понимают тех, кто стремится изменить мир?
- Как Вы понимаете выражение «Под лежачий камень вода не течет»?
- Согласны ли Вы с мнением Вольтера: «Попробуйте изменить себя, и вы поймете, насколько ничтожны ваши шансы изменить других…»?
- Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
- Согласны ли Вы тем, что «в мире нет ничего постоянного»?
- Согласны ли Вы с тем, что «выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям»?
- Должен ли человек меняться вслед за окружением?
- Как Вы понимаете фразу М. Горького: «Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала»?
- Стоит ли менять себя ради любви?
- Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
- Как связаны между собой внутренние и внешние перемены в жизни человека?
- Всегда ли перемены к лучшему?
- Может ли один человек изменить мир?
- К чему может привести человека нежелание менять свою жизнь?
- Как меняется человек, когда влюблен?
- Когда заканчивается детство?
- К каким последствиям могут привести перемены?
- Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
- Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?
- 4 направление - Разговор с собой.
Внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести.
Комментарий от ФИПИ
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
ПОВТОРИ:
Л.Толстой "Война и мир", Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание", А.П.Чехов "Ионыч", В.Пелевин "Проблемы верволка средней полосы" (стремление к переменам, поиск пути), А.Вампилов "Утиная охота" (хотя бы в кратком изложении, еще лучше посмотреть фильм по этой пьесе "Отпуск в сентябре").
Список примерных тем дпо данному направлению
- Что значит быть самим собой?
- Важно ли быть в гармонии с собой?
- Трудно ли быть самим собой?
- В чем заключается смысл жизни?
- Когда просыпается внутренний голос?
- Как найти «свой путь»?
- Для чего человеку нужна совесть?
- Как вы понимаете словосочетание «внутренний голос»?
- Может ли литература помочь человеку понять себя?
- Какие вопросы задает человек самому себе?
- Помогает ли любовь понять себя?
- Как искусство помогает человеку понять себя?
- Можно ли жить без цели?
- Что значит идти путём самосовершенствования?
- Что помогает человеку лучше понять себя?\
- Почему важно правильно оценивать себя и свои поступки?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Чем опасно бессмысленное существование?
- Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
- Что помогает человеку найти свой путь?
- Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?
- Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
- Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
- Что значит быть честным с самим собой?
- «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?
- Что помогает человеку совершенствовать себя?
- Нужно ли человеку меняться к лучшему?
- Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
- Как отличить верность себе от нежелания развиваться?
- Почему люди деградируют?
- В чем заключается процесс самопознания?
- Что такое «самосовершенствование»?
- Почему человеку нужно развиваться?
- Почему люди уходят в себя?
- Что может изменить мировоззрение человека?
- Какой опыт духовно обогащает личность?
- Согласны ли Вы с фразой Сократа: «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее»?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
- Согласны ли Вы с мнением М. Твена: «Человек подобен луне — у него тоже есть темная сторона, которую он никогда никому не показывает»?
- Зачем человеку познавать себя?
- Как Вы понимаете фразу Г. Гессе: «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя»?
- Каковы причины внутреннего разлада в человеческой душе?
- Каждый ли человек ищет смысл жизни?
- К чему приводит душевный разлад?
- Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
- 5 направление - Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
Культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом.
Комментарий от ФИПИ
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
ПОВТОРИ:
К.Паустовский "Телеграмма" ( небольшой рассказ, надо прочитать), М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени", Л.Толстой "Война и мир", Ф.М.достоевский "Преступление и наказание", М.А.Шолохов "Донские рассказы" "Тихий Дон", М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита", А.П.Чехов "Вишнёвый сад", И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско", М.А.Булгаков "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита", А.Вампилов "Утиная охота", Т.Толстая "Кысь"(краткое содержание). Нужно посмотреть фильм "Мы из будущего" (о том, как меняются взгляды молодых людей, когда они становятся участниками настоящего сражения)
Культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом.
Комментарий от ФИПИ
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
ПОВТОРИ:
К.Паустовский "Телеграмма" ( небольшой рассказ, надо прочитать), М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени", Л.Толстой "Война и мир", Ф.М.достоевский "Преступление и наказание", М.А.Шолохов "Донские рассказы" "Тихий Дон", М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита", А.П.Чехов "Вишнёвый сад", И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско", М.А.Булгаков "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита", А.Вампилов "Утиная охота", Т.Толстая "Кысь"(краткое содержание). Нужно посмотреть фильм "Мы из будущего" (о том, как меняются взгляды молодых людей, когда они становятся участниками настоящего сражения)
Список примерных тем :
- Какого человека можно назвать героем своего времени?
- О чем мечтает мое поколение?
- Кто является героем для молодежи?
- Что представляет собой портрет моего поколения?
- Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Как влияет время на выбор профессии?
- Может ли кино вытеснить литературу?
- Каков он: портрет современного человека?
- Какая профессия является престижной в 21 веке?
- Как меняется язык в 21 веке?
- В чем плюсы и минусы интернета?
- Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
- «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
- Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
- Актуальна ли классическая литература в наши дни?
- Почему особенно важно сохранять связь поколений в XXI веке?
- Как меняется язык в XXI веке?
- Кто такой - «герой XXI века»?
- Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
- Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
- Могут ли социальные сети заменить реальное общение?
- Почему молодежь стремится жить в городе?
- Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
- Нужно ли читать книги в XXI веке?
- Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
- Можно ли говорить о деградации современного поколения?
- В чем причина конфликтов между родителями и детьми?
- В чем причина конфликтов между представителями различных поколений?
- Зачем человеку заглядывать в будущее?
- Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху?
- Почему старшему поколению порой бывает трудно понять молодёжь?
- Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
- Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
- Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
- В чём заключается ценность исторического опыта?
- Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
- Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
- «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего» (Иммануил Кант). Почему?
- Как Вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой»?
- Действительно ли «лучший способ предсказать свое будущее – это создать его» (Стивен Кови)?
- Может ли компьютер заменить книгу?
- Что читает современное поколение?
- Можно ли назвать поколение Z потерянным?
- Важно ли сохранять связь между поколениями?
- Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
- Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?
- Чего хотят добиться мои сверстники?
- Как молодежь относится к Родине в 21 веке?
- Как мое поколение изменит мир?
- Какие духовные ценности у молодежи нашего времени?
- Согласны ли Вы с мнением Дж. Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?
- Согласны ли Вы с мнением Г. Торо: «Каждое поколение высмеивает старые моды, но благоговейно следует новым»?
- Согласны ли Вы с мнением Ж. Де Сталь: «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы»?
- Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
- Согласны ли Вы с утверждением: «молодежь смотрит на мир глазами своих кумиров»?
- Согласны ли Вы с тем, что «потребительство – одна из главных проблем человека в 21 веке»?
- Согласны ли Вы с тем, что современный человек утрачивает связь с природой?
- Согласны ли Вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
- Согласны ли Вы со словами Элеоноры Рузвельт: «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты».
- Какие общие черты объединяют нас с поколением участников ВОВ?
- Кого можно назвать «героем нашего времени»?
Шаблон написания сочинения.
- Как
писать вступление?
- Вступление должно быть 60-70
слов.
- Правильно ли определено ключевое
слово в теме сочинения?
- Отражено ли это во вступлении?
- Намечена ли цель сочинения?
- Есть
ли переход к основной части?
- Эта проблема поднимается во
многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
- Так, в повести (романе,
рассказе, …) речь идет о....
- Как
писать основную часть?
- Основная часть — 200-250 слов
(1 аргумент или 2 аргумента);
- Обращение к произведению
(указаны автор, название);
- Озвучена проблема, связанная с
темой сочинения (звучат слова из темы!);
- Приведены конкретные примеры
из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
- Слова, выражающие твою оценку
(отношение) к сформулированной проблеме;
- Промежуточный вывод (слова из формулировки
темы!);
- То же самое – по второму
аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где
поднимается тема…. - ….;
- Если один аргумент – 200-250
слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
- Как
писать заключение?
- В заключении — 60-70 слов.
- Заключительная фраза,
подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки
темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я
думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
- Клише для начала заключения:
- Подводя итог, хочется
сказать:…
- Так что же такое….? Как я
оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов,
отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий
ответ на этот вопрос)
Комментариев нет:
Отправить комментарий