Литература, 11 класс

 14.09.2020.

Тема: Рассказы И.Бунина о любви.

Как дико, страшно все будничное, обычное,
когда сердце поражено...
этим страшным «солнечным ударом»,
слишком большой любовью,
слишком большим счастьем!

И.А. Бунин


Читаем далее по ссылке   
https://drive.google.com/file/d/1hd_nfp_uEr6ePLFxy27iNhtl7yQrGD4x/view?usp=sharing



15.09.2020г.

Тема: Лирика И.Бунина

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.”
И. Бунин


Читаем далее по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/14K_w1B-9SPikFj5mJnZsQ4HCSKb6wMxd/view?usp=sharing


Дома: выделить в статье необходимое для пересказа или сочинения.


16.09.2020

Тема: А.И.Куприн.Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет» Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов.


Читаем далее по ссылке: 

https://drive.google.com/file/d/1hnMFdgZ--o3YnGk9tpGGULwsQer8H8e8/view?usp=sharing


Дома:  читать повесть А.Куприна "Олеся". Готовиться к сочинению по произведениям И.Бунина и А.Куприна.


27.03.2021

Тема: Подготовка к итоговому сочинению по литературе.


 ИНСТРУКЦИИ !!!!!!


Материалы для подготовки.

Направление 1. Забвению не подлежит.

Исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности.

Комментарий от ФИПИ

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

Повтори:
"Легенда о манкуртах" ( Ч.Айтматов ,"Буранный полустанок"),
  повесть Б.Васильева "В списках не значился".

Список примерных тем  по этому направлению:

  • Забвение есть измена.
  • Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
  • Почему нужно помнить о подвигах предков?
  • Память о войне: формальность или нравственный долг?
  • Забвение стирает, память преображает.
  • Почему важно помнить прошлое?
  • Какова роль исторических памятников?
  • Почему важно не забывать уроки войны?
  • Как сохранить память о подвигах во время Великой Отечественной войны?
  • Как Вы считаете, можно ли «сбросить Пушкина с корабля современности»?
  • Как Вы понимаете поговорку «Иван, не помнящий своего родства»?
  • Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство есть одно из средств единения людей?»
  • Как Вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?
  • Как Вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
  • Возможно ли сохранить «вечную память» о героях войны?
  • Что такое «эхо войны»?
  • Согласны ли Вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
  • Согласны ли Вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
  • Согласны ли Вы с тем, что культура – это память человечества?
  • Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»?
  • Согласны ли Вы с утверждением: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик»?
  • Согласны ли Вы с фразой Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?
  • О каких событиях людям нельзя забывать?
  • Какие произведения становятся классическими?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют актуальности с течением времени?
  • Какое произведение искусства можно назвать великим и вечным?
  • Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?
  • Нужны памятники знаменитым людям в 21 веке?
  • Можно ли строить будущее, не имея прошлого?
  • Как судьба человека связана с историей народа?
  • Как исторические события влияют на судьбу человека?
  • Как связано забвение с утратой ценностей?
  • Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия?
  • Почему нельзя забывать историю своего народа?
  • Как произведения искусства становятся бессмертными?
  • Кого можно назвать великим учителем человечества?
  • К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
  • «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
  • О каких людях говорят: «они изменили мир»?
  • Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?
  • Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?
  • Что дают человеку уроки прошлого?
  • Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
  • Для чего нужно хранить обычаи и традиции?
  • Какие подвиги никогда не забудутся?
  • Какие люди остаются в истории?

  • Направление 2. Я и другие.
  • Человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой».

  • Комментарий от ФИПИ

    При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

    • Повтори:
    • А.Пушкин "Евгений Онегин", М.Лермонтов "Герой нашего времени", И.Гончаров "Обломов", И.Тургенев "Отцы и дети". 
    • Хорошо бы прочитать Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея"
  • Список примерных тем по этому направлению:

    • Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
    • Может ли человек жить вне общества?
    • Почему важно жить в мире с окружающими?
    • Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?
    • В чем причины одиночества?
    • Согласны ли Вы с выражением: «чтобы никому не завидовать, надо быть личностью»?
    • Согласны ли Вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость — чтобы познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»?
    • Как Вы понимаете значение слов: «Человек становится человеком только среди людей»
    • Когда человек становится личностью?
    • Как общество влияет на формирование личности?
    • Какова роль любви в жизни человека?
    • Как понять другого человека?
    • Какова роль дружбы в жизни человека?
    • Почему важно быть толерантным?
    • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»
    • Почему люди не понимают друг друга?
    • Что такое толерантность?
    • Личность и общество: возможна ли гармония?
    • Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
    • Что сближает людей?
    • Как Вы понимаете выражение «быть самим собой»?
    • Всегда ли нужно избегать конфликтов?
    • Может ли человек выжить без общения?
    • Согласны ли Вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
    • Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
    • Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
    • Почему общество не принимает некоторых людей?
    • Насколько важно идти на уступки в отношениях?
    • Согласны ли Вы с высказыванием Фицджеральда, что «жизнь движется вперед, опираясь на компромиссы»?
    • Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
    • Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
    • Можно ли быть независимым от общественного мнения?
    • В чём ценность исторического опыта?
    • Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
    • Какими должны быть отношения между друзьями?
    • Какими должны быть отношения в семье?
    • На чем должны основываться отношения между родителями и детьми?
    • В чем состоит опасность конфликтов между родителями и детьми?
    • Когда родители могут гордиться детьми?
    • Почему человеку важно уметь прощать?
    • Зачем человеку нужен друг?
    • Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
    • Что разрушает дружбу?
    • В чём причины вражды между людьми?
    • В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
    • Что мешает взаимопониманию между любящими?
    • Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
    • Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?


  • 3 направление - Время перемен.
  • Тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.

    Комментарий от ФИПИ

    В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

    • Повтори:
    • А.Пушкин "Капитанская дочка", И.Тургенев "Отцы и дети"

  • Список примерных тем  по 3-ему направлению.

    • Сложно ли жить в эпоху перемен?
    • Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
    • Почему перемены важны?
    • Почему люди боятся перемен?
    • Как вы понимаете словосочетание «время перемен»?
    • Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
    • Нужны ли в современном мире вечные ценности?
    • Какие уроки современной жизни, по вашему мнению, человечество должно усвоить, чтобы не повторить свои ошибки в будущем?
    • «Не дай вам бог жить в эпоху перемен»: как вы понимаете эти слова?
    • Нужны ли перемены обществу и почему?
    • Какие перемены в обществе опасны?
    • «Русский бунт: бессмысленный и беспощадный»: почему перемены могут быть жестокими?
    • «Справедливость» или «милосердие» — что важнее, на ваш взгляд, в эпоху перемен?
    • Нужно ли менять мир?
    • Каким должен быть технический прогресс?
    • Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
    • Что помогает людям достигать великих целей?
    • Что бы Вы хотели изменить в современном мире?
    • Может ли человек изменить мир?
    • Как война меняет жизнь людей?
    • Могут ли новые технологии сделать людей лучше?
    • Какой путь развития человечества эффективнее: эволюционный или революционный?
    • Можно ли заставить человека измениться к лучшему?
    • Почему человек деградирует?
    • Почему так сложно изменить себя?
    • Почему люди часто не принимают и не понимают тех, кто стремится изменить мир?
    • Как Вы понимаете выражение «Под лежачий камень вода не течет»?
    • Согласны ли Вы с мнением Вольтера: «Попробуйте изменить себя, и вы поймете, насколько ничтожны ваши шансы изменить других…»?
    • Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
    • Согласны ли Вы тем, что «в мире нет ничего постоянного»?
    • Согласны ли Вы с тем, что «выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям»?
    • Должен ли человек меняться вслед за окружением?
    • Как Вы понимаете фразу М. Горького: «Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала»?
    • Стоит ли менять себя ради любви?
    • Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
    • Как связаны между собой внутренние и внешние перемены в жизни человека?
    • Всегда ли перемены к лучшему?
    • Может ли один человек изменить мир?
    • К чему может привести человека нежелание менять свою жизнь?
    • Как меняется человек, когда влюблен?
    • Когда заканчивается детство?
    • К каким последствиям могут привести перемены?
    • Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
    • Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?

  • 4 направление - Разговор с собой.

  • Внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести.

    Комментарий от ФИПИ

    Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике. 

  • ПОВТОРИ:

  • Л.Толстой "Война и мир",  Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание", А.П.Чехов "Ионыч", В.Пелевин "Проблемы верволка средней полосы" (стремление к переменам, поиск пути), А.Вампилов "Утиная охота" (хотя бы в кратком изложении, еще лучше посмотреть фильм по этой пьесе "Отпуск в сентябре").

  • Список примерных тем дпо данному направлению

    • Что значит быть самим собой?
    • Важно ли быть в гармонии с собой?
    • Трудно ли быть самим собой?
    • В чем заключается смысл жизни?
    • Когда просыпается внутренний голос?
    • Как найти «свой путь»?
    • Для чего человеку нужна совесть?
    • Как вы понимаете словосочетание «внутренний голос»?
    • Может ли литература помочь человеку понять себя?
    • Какие вопросы задает человек самому себе?
    • Помогает ли любовь понять себя?
    • Как искусство помогает человеку понять себя?
    • Можно ли жить без цели?
    • Что значит идти путём самосовершенствования?
    • Что помогает человеку лучше понять себя?\
    • Почему важно правильно оценивать себя и свои поступки?
    • Что значит быть совестливым человеком?
    • Чем опасно бессмысленное существование?
    • Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
    • Что помогает человеку найти свой путь?
    • Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?
    • Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
    • Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
    • Что значит быть честным с самим собой?
    • «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?
    • Что помогает человеку совершенствовать себя?
    • Нужно ли человеку меняться к лучшему?
    • Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
    • Как отличить верность себе от нежелания развиваться?
    • Почему люди деградируют?
    • В чем заключается процесс самопознания?
    • Что такое «самосовершенствование»?
    • Почему человеку нужно развиваться?
    • Почему люди уходят в себя?
    • Что может изменить мировоззрение человека?
    • Какой опыт духовно обогащает личность?
    • Согласны ли Вы с фразой Сократа: «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее»?
    • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
    • Согласны ли Вы с мнением М. Твена: «Человек подобен луне — у него тоже есть темная сторона, которую он никогда никому не показывает»?
    • Зачем человеку познавать себя?
    • Как Вы понимаете фразу Г. Гессе: «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя»?
    • Каковы причины внутреннего разлада в человеческой душе?
    • Каждый ли человек ищет смысл жизни?
    • К чему приводит душевный разлад?
    • Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?

  • 5 направление - Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
  • Культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом.

    Комментарий от ФИПИ

    Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

  • ПОВТОРИ:

  • К.Паустовский "Телеграмма" ( небольшой рассказ, надо прочитать), М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени", Л.Толстой "Война и мир", Ф.М.достоевский "Преступление и наказание", М.А.Шолохов "Донские рассказы" "Тихий Дон", М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита", А.П.Чехов "Вишнёвый сад", И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско",  М.А.Булгаков "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита", А.Вампилов "Утиная охота", Т.Толстая "Кысь"(краткое содержание). Нужно посмотреть фильм "Мы из будущего" (о том, как меняются взгляды молодых людей, когда они становятся участниками настоящего сражения) 

Список примерных тем :

  • Какого человека можно назвать героем своего времени?
  • О чем мечтает мое поколение?
  • Кто является героем для молодежи?  
  • Что представляет собой портрет моего поколения?
  • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как влияет время на выбор профессии?
  • Может ли кино вытеснить литературу?
  • Каков он: портрет современного человека?
  • Какая профессия является престижной в 21 веке?
  • Как меняется язык в 21 веке?
  • В чем плюсы и минусы интернета?
  • Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
  • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  • Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
  • Актуальна ли классическая литература в наши дни?
  • Почему особенно важно сохранять связь поколений в XXI веке?
  • Как меняется язык в XXI веке?
  • Кто такой - «герой XXI века»?
  • Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
  • Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
  • Могут ли социальные сети заменить реальное общение?
  • Почему молодежь стремится жить в городе?
  • Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
  • Можно ли говорить о деградации современного поколения?
  • В чем причина конфликтов между родителями и детьми?
  • В чем причина конфликтов между представителями различных поколений?
  • Зачем человеку заглядывать в будущее?
  • Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху?
  • Почему старшему поколению порой бывает трудно понять молодёжь?
  • Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
  • Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
  • Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  • В чём заключается ценность исторического опыта?
  • Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
  • Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  • «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего» (Иммануил Кант). Почему?
  • Как Вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой»?
  • Действительно ли «лучший способ предсказать свое будущее – это создать его» (Стивен Кови)?
  • Может ли компьютер заменить книгу?
  • Что читает современное поколение?
  • Можно ли назвать поколение Z потерянным?
  • Важно ли сохранять связь между поколениями?
  • Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
  • Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?
  • Чего хотят добиться мои сверстники?
  • Как молодежь относится к Родине в 21 веке?
  • Как мое поколение изменит мир?
  • Какие духовные ценности у молодежи нашего времени?
  • Согласны ли Вы с мнением Дж. Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?
  • Согласны ли Вы с мнением Г. Торо: «Каждое поколение высмеивает старые моды, но благоговейно следует новым»?
  • Согласны ли Вы с мнением Ж. Де Сталь: «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы»?
  • Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
  • Согласны ли Вы с утверждением: «молодежь смотрит на мир глазами своих кумиров»?
  • Согласны ли Вы с тем, что «потребительство – одна из главных проблем человека в 21 веке»?
  • Согласны ли Вы с тем, что современный человек утрачивает связь с природой?
  • Согласны ли Вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
  • Согласны ли Вы со словами Элеоноры Рузвельт: «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты».
  • Какие общие черты объединяют нас с поколением участников ВОВ?
  • Кого можно назвать «героем нашего времени»?

Шаблон написания сочинения.

  1. Как писать вступление?
    • Вступление должно быть 60-70 слов.
    • Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
    • Отражено ли это во вступлении?
    • Намечена ли цель сочинения?
  2. Есть ли переход к основной части?
    • Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
    • Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о....
  3. Как писать основную часть?
    • Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);
    • Обращение к произведению (указаны автор, название);
    • Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);
    • Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
    • Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
    • Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);
    • То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где поднимается тема…. - ….;
    • Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
  4. Как писать заключение?
    • В заключении — 60-70 слов.
    • Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
    • Клише для начала заключения:

  1. Подводя итог, хочется сказать:…
  2. Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

Пример сочинения


Комментариев нет:

Отправить комментарий